Цифровая трансформация (ЦТ) затронула практически все сферы экономики. Согласно исследованию KMDA и Microsoft, 80% компаний уже реализуют ЦТ-стратегии или отдельные проекты. Однако на этом пути организации сталкиваются с барьерами, топ-3 которых составляют нехватка компетенций (53%), сопротивление изменениям (45%) и риски совершить ошибочные действия (40%).
Спрос на специалистов в области управления цифровой трансформации высок, но на рынке очень не хватает людей с высокой квалификацией. Какую экспертизу ждут компании от ЦТ-менеджеров уже на старте карьеры, рассказывает Михаил Грибов, управляющий партнер ГК IT Expert.
Специалист по цифровой трансформации, в первую очередь, помогает компании разработать стратегию ЦТ, изменить бизнес-модель, внедрить новые методики и инструменты и преобразовать процессы и продукты с учётом цифровизации. То есть представителю этой профессии нужны, с одной стороны, глубокие познания в области информационных технологий, а с другой — бизнес-мышление и навыки в менеджменте.
ЦТ-профи нужно постоянно учиться. Новые технологии появляются каждый день, а вещи, которые недавно казались футуристическими, становятся обыденными. Поэтому менеджеру по цифровой трансформации нужно постоянно обновлять знания, изучать новое и совершенствовать навыки.
Какие же компетенции даже в начале карьеры сделают ЦТ-менеджера востребованным на рынке труда?
Безусловно, нужно владеть технологической базой. В первую очередь, это понимание прорывных технологий, потому что именно они задают вектор цифрового развития и помогают понять, что будет востребовано в ближайшем будущем.
Ещё один must-have — знания цифрового бизнеса: дизайн-мышление и цифровой маркетинг. Даже начинающий ЦТ-специалист должен понимать, как формируется цифровая стратегия предприятия и как её реализовать, какие новые технологии будут наиболее эффективны для конкретной компании. Кроме того, нужно знать языки программирования и IT-технологии, понимать процессы разработки, тестирования, проверки качества программного обеспечения и новых методик в этих областях.
По прогнозам Gartner, к 2023 году каждый второй ЦТ-менеджер будет также отвечать за управление данными, поскольку аналитика жизненно необходима для цифрового бизнеса.
Важно знать и уметь применять технологии, связанные с искусственным интеллектом: машинное обучение, нейронные сети. По данным IDC, расходы на решения с применением искусственного интеллекта в коммерческих и государственных организациях выросли на 22,4% по отношению к 2019 году и используются во всё большем количестве отраслей: от медицины до управления персоналом. Согласно AI Index Report 2021 Стэнфордского университета, только в прошлом году объём инвестиций в ИИ вырос на 40%, до $68 млрд.
Цифровая трансформация — комплексный процесс, который обычно затрагивает все отделы предприятия, начиная с производственного департамента и заканчивая бэк-офисом. Следовательно, специалист должен иметь стратегическое видение и понимать, как изменение процессов повлияет на компанию, как оптимизировать бизнес-модель для ускорения и удешевления производства и какие инструменты внедрить, чтобы улучшить клиентский опыт.
Менеджер по цифровой трансформации помогает сотрудникам компании адаптироваться к изменениям. Он перераспределяет задачи в коллективе, организует обучение для сотрудников, чтобы они могли в полной мере использовать новые технологии. При необходимости также ищет новые кадры.
Для профессионала крайне важен тайм-менеджмент, высокий уровень самоорганизации, умение мыслить критически и мотивировать себя и других. Коммуникации активно переходят в онлайн, но и деловое офлайн-общение никуда не делось. Поэтому нужно знать, как вести «реальные» и «виртуальные» переговоры, уметь убеждать и аргументировать свою точку зрения, чтобы обосновывать предложения и проекты.
Будут полезны и навыки самопрезентации — они, как минимум, помогут найти наиболее выгодное место работы. А ещё портрет идеального ЦТ-профи включает гибкость, креативность, способность находить нестандартные решения, желание учиться и узнавать новое.
Hard skills ЦТ-специалиста можно разделить на два блока: развитие и сервисы. Первый включает такие области, как управление проектами, разработкой и рисками, бизнес-анализ, архитектура, QA (тестирование ПО), кибербезопасность. Второй — это управление сервисами (ITIL), компетенциями, технологиями (operation, администрирование).
Получить необходимые знания можно, освоив учебную программу по цифровой трансформации или по отдельным областям, которые хотелось бы «подтянуть». Найти нужные IT-курсы не так сложно — они представлены на российских и иностранных образовательных платформах, включая бесплатные. Однако программы по цифровой трансформации специфичнее и поэтому встречаются реже.
Совершенствование soft skills — постоянный процесс, и заметные улучшения приходят с практикой. Полезно читать соответствующую литературу, где есть интересные советы, упражнения и лайфхаки; посещать вебинары или проходить курсы по развитию эмоционального интеллекта, навыкам коммуникации, тайм-менеджменту и так далее.
Чтобы быть в курсе технологического развития и тенденций, важно посещать профессиональные мероприятия, общаться с коллегами, обмениваться опытом и непрерывно обучаться, осваивая новые компетенции.
Специалист по цифровой трансформации — востребованная и актуальная для российской экономики профессия. ЦТ-менеджер работает на стыке нескольких областей, решает нестандартные задачи и использует на практике новейшие информационные технологии. Чтобы стать профессионалом в этом направлении, необходимо освоить значительный объём знаний, но, в конечном счёте, вложенные усилия обязательно себя окупят.
Источники: